ПЯТЫЙ СЕЗОН КОНКУРСОВ В СФЕРЕ КОСМИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ «ДЕЖУРНЫЙ ПО ПЛАНЕТЕ». СЕЗОН 2022-2023

Программа «Дежурный по планете» объявляет о начале приема заявок от школьников 14-17 лет на конкурсы сезона 22-23 года, победители которых бесплатно отправятся на финал – «Космическую смену Дежурный по планете 2023» в один из регионов России.

Заявки на участие в конкурсах принимаются на сайте http://spacecontest.ru/   до 1 ноября 2022 года

ПОДАТЬ ЗАЯВКУ

Организаторами программы «Дежурный по планете» являются Фонд содействия инновациям, Сколковский институт науки и технологий, Госкорпорация «Роскосмос», Кружковое движение НТИ.

Конкурсы проводятся при поддержке высокотехнологичных компаний «Лоретт», «СКАНЭКС», Братья Вольт (VoltBro), «Спутникс», «Образование будущего», ООО «Лаборатория геоинформационного прогнозирования опасных гидрометеорологических явлений», «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева, Санкт-Петербургского политехнического университета, НИИ механики МГУ имени М.В. Ломоносова.

Приглашая вас к участию в конкурсах, мы рассчитываем, что решение реальных задач поможет вам погрузиться в самые современные методики инженерных и космических технологий и применить свои знания по физике, математике и другим школьным предметам.

Участники программы смогут получить дополнительные баллы в «индивидуальные достижения» на различных этапах конкурсов от партнеров программы «Дежурный по планете» – ведущих вузов России.

В финальном мероприятии – Космической смене "Дежурный по планете" – на базе одного из всероссийских образовательных центров примут участие 140 школьников, которые будут сформированы в команды, реализующие космические проекты под руководством экспертов космической отрасли. Видео о прошедшей смене можно посмотреть на странице сообщества программы в  VK

Конкурсы 22-23 года:

1. «Оперативный космический мониторинг».
 Целью конкурса является создание наземных комплексов приема данных с метеорологических спутников в режиме реального времени с использованием беспилотных летательных аппаратов.
В ходе конкурсного отбора участники смогут испытать себя в комплексе дисциплин, которые важны для будущего специалиста в области космических технологий, программной инженерии и геопространственных данных. На этапе подготовки к итоговым соревнованиям конкурсанты будут развивать навыки по проектированию, настройке и программированию инновационных приёмных антенных систем. На финальных соревнованиях командам предстоит решение реальных инженерных задач с использованием инновационных технологий приема данных спутниковой съемки, в том числе с помощью БПЛА как устройства, несущего приемную часть комплекса.

2. «Космическая робототехника – Роверы». Человечество небольшими шагами движется в сторону эксплуатации Луны и Марса. И, конечно, первыми развертывать инфраструктуру обязаны будут роботы с абсолютно разными назначениями – от исследований и постройки объектов до добычи ископаемых. Команде конкурса предстоит собрать собственный ровер для покорения планет. Навыки при создании космического ровера потребуются следующие: 3D моделирование, схемотехника, программирование Arduino и Python, работа с Linux/Robot Operating System.

3. «Terra Notum» – Всероссийский конкурс исследовательских, проектных и инновационных работ школьников в области инженерии космических систем и технологий. Конкурс направлен на поддержку исследовательских, проектных и научно-технических проектов молодых исследователей. Участники получат уникальную возможность испытать себя, собрав команду единомышленников, разработать принять участие в разработке космической миссии под формат спутниковой платформы CubeSat или разработать собственный прототип космического аппарата!. При создании прототипа вы прокачаете свои навыки по технологиям трехмерного моделирования и визуализации, схемотехнике, программированию микроконтроллеров, обработке и анализу больших космических данных. Участники смогут поучаствовать в обучении нейронной сети для выявления мест с тяжелой ледовой обстановкой на территории российской Арктики, поработают в современных ГИС и веб-ГИС продуктах с картографическими материалами, данными дистанционного зондирования Земли с МКА с применением реальных снимков, получаемых со спутников формфактора CubeSat 3U CUBE SX HSE и CUBE SX Sirius-HSE, CubeSX-HSE-2, выведенных на орбиту Земли в 2021 и 2022 годах.
Предусматривается участие в двух номинациях:
«Современное спутникостроение» – малые космические аппараты, технологии цифрового производства, информационные системы мониторинга и управления в космической инженерии.
«Геоинформационные системы и технологии» – обработка и анализ больших космических данных. Современные геоинформационные технологии и технологии дистанционного зондирования Земли.

4. «Цифровой лесничий». По праву Россия считается лесной страной. Однако управлять этим богатством на огромной территории сложно, особенно используя только наземные силы. Именно поэтому любые новые технологии наблюдения и сбора информации с воздуха берутся на вооружение в лесном хозяйстве. Давно нашли применение разные беспилотные технологии и данные космической съемки: наблюдения происходят за незаконными рубками, лесными пожарами, работой по их тушению, выполняется информационная поддержка оперативных штабов и происходит патрулирование лесного фонда. Команде конкурса предстоит познакомиться с беспилотниками и их полезной нагрузкой, научиться разбираться в особенностях лесного хозяйства и данных космической съемки, освоить специальное программное обеспечение. Навыки при этом появятся и закрепятся следующие: дешифрирование, геоинформационное картографирование, экологическое проектирование и работа с беспилотниками.

5. «Космическая автоматическая идентификация объектов и искусственный интеллект». В рамках Конкурса планируется решение задач гибридной направленности: наблюдения, сегментации и классификации объектов акватории с использованием технологии глубоких свёрточных нейронных сетей. Школьники смогут, сравнивая снимки разных лет, видеть, как меняются русла рек, образуются новые острова, пересыхают озёра и наполняются водохранилища.
При использовании автопилота с подключением к приемной станции сигналов АИС, установленной в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого, которая предоставляет в режиме реального времени информацию о судах в акватории Финского залива города Санкт-Петербурга, школьники будут наблюдать за движением судов в акватории морей и океанов.
Обучаемая система решает широкий спектр задач, основываясь на размеченных изображениях с космического аппарата Аист-2Д.

6. «Орбита – Прикладные космические системы». Главное в миссии любого космического аппарата – практическая польза, которую он принесет людям, и одна из важнейших задач освоения космоса – научная. Участникам конкурса предстоит спроектировать собственную миссию космического эксперимента, который можно разместить на платформе сверхмалых аппаратов - область исследования при этом можно выбрать самим! В отборочных турах участники смогут пройти курс подготовки и предложить свои идеи для экспериментов, конструкции и алгоритмов работы аппарата. Финалисты конкурса, прошедшие на очную космическую смену, сформируют проектные команды и под руководством экспертов отрасли смогут разработать действующий прототип космического аппарата, который в рамках очной смены пройдет летные испытания в стратосфере.


Архив, конкурсф 2021 года.

1. «Делаем станцию приема данных в L-диапазоне с метеорологических спутников своими руками»

Конкурс направлен на популяризацию космических технологий, радиоэлектроники, технологий приема и обработки изображений Земли из космоса, спутниковой метеорологии и технологий прогноза погоды. Целевая аудитория конкурса – ребята, увлекающиеся техническим творчеством, в том числе программированием, электроникой и конструированием. Целью конкурса является создание наземных станций приема данных с метеорологических спутников на основе инженерного образовательного конструктора «Link2Space» или другого аппаратно-программного комплекса компании «Лоретт». В ходе конкурсного отбора участники смогут испытать себя в целом комплексе теоретических дисциплин, которые важны для будущего специалиста в области космических технологий и геопространственных данных. На этапе подготовки к итоговым соревнованиям конкурсанты будут развивать знания и навыки по проектированию приемных антенных систем. На финальных соревнованиях командам предстоит решение реальных комплексных инженерных задач с использованием инновационных технологий приема данных спутниковой съемки, в том числе с помощью БПЛА как вспомогательного устройства.

2. «Космическая робототехника – Роверы»

Человечество небольшими шагами движется в сторону эксплуатации Луны и Марса. И, конечно, первыми развертывать инфраструктуру обязаны будут роботы с абсолютно разными назначениями – от исследований и постройки объектов до добычи ископаемых. Команде конкурса предстоит собрать собственный ровер для покорения планет. Навыки при создании космического ровера потребуются следующие: 3D моделирование, схемотехника, программирование Arduino и Python, работа с Linux/Robot Operating System.

3. «Terra Notum»

Всероссийский конкурс исследовательских, проектных и инновационных работ школьников в области инженерии космических систем и технологий. Конкурс направлен на поддержку исследовательских, проектных и научно-технических проектов молодых исследователей. Участники получат уникальную возможность испытать себя, собрав команду единомышленников, разработать собственную модель спутника формата CubeSat 3U. При создании прототипа вы прокачаете свои навыки по технологиям трехмерного моделирования и визуализации, схемотехнике, программированию микроконтроллеров, обработке и анализу больших космических данных. Участники смогут поучаствовать в обучении нейронной сети для выявления мест с тяжелой ледовой обстановкой на территории российской Арктики, поработают в современных ГИС и веб-ГИС продуктах с картографическими материалами, данными дистанционного зондирования Земли с МКА с применением реальных снимков, получаемых со спутников формфактора 3U CUBE SX HSE и CUBE SX Sirius-HSE, выведенных на орбиту Земли в 2021 году.
Предусматривается участие в двух номинациях:

«Современное спутникостроение» – малые космические аппараты, технологии цифрового производства, информационные системы мониторинга и управления в космической инженерии.
«Геоинформационные системы и технологии» – обработка и анализ больших космических данных. Современные геоинформационные технологии и технологии дистанционного зондирования Земли.

4. «Цифровой лесничий»

По праву Россия считается лесной страной. Однако управлять этим богатством на огромной территории сложно, особенно используя только наземные силы. Именно поэтому любые новые технологии наблюдения и сбора информации с воздуха берутся на вооружение в лесном хозяйстве. Давно нашли применение разные беспилотные технологии и данные космической съемки: наблюдения происходят за незаконными рубками, лесными пожарами, работой по их тушению, выполняется информационная поддержка оперативных штабов и происходит патрулирование лесного фонда. Команде конкурса предстоит познакомиться с беспилотниками и их полезной нагрузкой, научиться разбираться в особенностях лесного хозяйства и данных космической съемки, освоить специальное программное обеспечение. Навыки при этом появятся и закрепятся следующие: дешифрирование, геоинформационное картографирование, экологическое проектирование и работа с беспилотниками.

5. «Космическая автоматическая идентификация объектов и искусственный интеллект»

С помощью космических аппаратов можно наблюдать за движением судов по акватории морей и океанов, автомобилей и поездов, самолетов, беспилотных морских судов и катамаранов, имеющих системы искусственного интеллекта. Команда конкурса познакомиться с новыми космическими технологиями, поучаствует в компьютерном эксперименте, в эксперименте с реальными системами с искусственным интеллектом на беспилотных судах-катамаранах с возможностью их управления, с системами автоматической идентификации судов (АИС) на базе малых космических аппаратов. Наконец можно будет проследить путь беспилотного катамарана по акватории моря через АИС.

6. «Орбита – Прикладные космические системы»

Главное в миссии любого космического аппарата – практическая польза, которую он принесет людям, и одна из важнейших задач освоения космоса – научная. Участникам конкурса предстоит спроектировать собственную миссию космического эксперимента, который можно разместить на платформе сверхмалых аппаратов - область исследования при этом можно выбрать самим! В отборочных турах участники смогут пройти курс подготовки и предложить свои идеи для экспериментов, конструкции и алгоритмов работы аппарата. Финалисты конкурса, прошедшие на очную космическую смену, сформируют проектные команды и под руководством экспертов отрасли смогут разработать:
а) программу и проект эксперимента, который будет рассмотрен для апробации в рамках реального космического проекта «Рой малых космических аппаратов», осуществляемым в консорциуме вузов – ТПУ, ТУСУР, НИИЯФ МГУ и Сколтех;
б) действующий прототип космического аппарата, который в рамках очной смены пройдет летные испытания в стратосфере.

7. «Реактивное движение – Ракетостроение»

Системы выведения объектов в космос являются ключевым звеном во всех космических проектах, а принципы работы данных систем сохранились до сих пор вне зависимости от того, что выводится - спутник, человек или планетоход. Естественно, самые большие инновации сейчас происходят в ракетостроении – это и возвращающиеся ступени, и система видео трансляции стартов, и ускоренная доставка космонавтов на МКС. Каждый старт приковывает к себе внимание огромной аудитории. Старт даже небольшой ракеты – это опасное и захватывающее зрелище, где всегда есть шанс на провал. Участники конкурса будут разрабатывать собственную ракету, выводящую небольшие спутники на определенные высоты, а на финале смогут реализовать все свои замыслы.Для этого понадобится команда из конструкторов, электронщиков и программистов микроконтроллеров.